Архитектура Тихвинского монастыря



Тихвинский Успенский монастырь – один из крупнейших монастырей Севера, великолепный  архитектурный ансамбль, в значительной своей части сохранившийся до наших дней, уже в XVI – XVII веках получил широкую известность не только как важный военно- стратегический пункт.

В первые годы XVI века здесь началось возведение каменного Успенского собора – парадного монументального шестистолпного здания, резко выделявшегося среди окружавших его деревянных построек.

Новгородская летопись сообщает: «В лето 7023 (1515 г. –авт.) поставили в Новгородские области церковь каменную на Тихфине, в монастыре…а нарядник был Дмитрий Сырков».

Известно, что московские купцы Сырковы, прибыв в Новгород в начале XVI века, заняли здесь прочное положение и завоёвывали большую популярность как строители. Особенно интенсивной была деятельность Д. И. Сыркова и его сына Фёдора.

Участвовал в строительстве Успенского собора и присланный из Москвы мастер Фрязин.

Как можно судить по сохранившимся в рукописях  XVII века изображениям Тихвинского собора, строители его взяли за образец великолепное создание Аристотеля Фиорованти – Успенский собор в московском Кремле. Продиктованный «повелением великого государя» архитектурный образ храма должен был наглядно демонстрировать силу и величие Московского государства.

Сооружённый из белого тесаного камня, Успенский собор представляет собой большое кубическое шестистолпное внутри здание с тремя высокими апсидами и пятью довольно мощными барабанами глав. До начала XVII века собор имел три главы. Две из них сгорели во время большого пожара 1623 года. На плане Тихвина 1678 года собор изображён уже пятиглавым.

Подобные храмы очень характерны для русского зодчества XVI столетия.

Западный фасад традиционно членится на три вертикальные  деления, южный и северный – на четыре. Плоскость стен не имеет рельефных украшений, дающих игру света и тени.

В структуре фасада храма преобладают вертикальные элементы. Стремление вверх подчёркивается выделением центральной главы по отношению к боковым, стройностью пропорций и барабанов, узкими, удлинёнными окнами. Архитектурный образ собора сложился в основном под воздействием  форм и строительных приёмов, созданных Москвой. Данью московским вкусам является использование килевидных обрамлений в основании барабанов и стен, трехапсидная планировка. Однако несмотря на эти «московские детали», Тихвинский Успенский собор представляет собой самобытный памятник архитектуры начала XVI века, в нём отразился чрезвычайно интересный процесс взаимодействия и переосысления традиций.

Салон свадебных платьев Алексеева

Эл. почта:  gorod@tihvin.pro