Детство Римского-Корсакова



Поселившись в Тихвине, отец великого композитора Андрей Петрович освободил всех своих дворовых, таким образом, опередив 1861 год и освобождение крепостных крестян на много лет, явив образ либерально настроенного героя своей страны.

«Мы остались при наёмной прислуге из них же, наших бывших крепостных,- пишет композитор в «Летописи».- Проживая на покое в Тихвине, отец был весьма уважаем тихвинским сообществом, часто многим давал советы и разрешал споры и недоразумения… Отец мой имел хороший слух и недурную память и играл чисто. У матери слух был тоже хороший…»

В Тихвине прошло детство композитора. Музыкальные способности у Николая Андреевича проявились очень рано. Ему не было и двух лет, когда он научился различать все мелодии, которые ему пела мать. Лет четырёх мальчик начал подбирать на фортепьяно песенки, слышанные от родителей. Примерно в шестилетнем возрасте он взял первые уроки музыки у своей соседки старушки Е. А. Унковской. «В настоящую минуту,- пишет композитор,- я совершенно не могу судить ни о степени её музыкальности, ни о том, как она сама играла, ни о её методе её преподавания. Вероятно, это всё было крайне посредственно, по-провинциальному».

Спустя полтора года Унковскую сменила вторая учительница – Ольга Никитична, видимо, пианистка лучшей квалификации, чем предыдущая, так как под её руководством успехи ученика стали заметнее. Ещё через год или полтора учительницей его стала Ольга Феликсовна Фейль – хорошая пианистка, оказавшая немалое воздействие на восприимчивую натуру мальчика.

Впоследствии О. Ф. Фейль вспоминала, что маленького Нику Римского-Корсакова ей представили на одном из тихвинских музыкальных вечеров, где она выступала. Заметив в мальчике недюжинные способности, она неоднократно советовала родителям серьёзно учить его музыке. Но отец ребёнка не считал, что его сын может быть музыкантом-профессионалом.

Одиннадцатилетним мальчиком Римский-Корсаков начал по-настоящему пробовать свои силы в композиции: он написал дуэт для голоса с фортепьяно и увертюру. Однако учительнице он стеснялся говорить о своих сочинениях, а родители смотрели на них как на шалость.

Впоследствии тихвинские впечатления – жизнь в доме на берегу реки, близ лугов и лесов, народные песни и обряды,- несомненно, сказались на развитии музыкального дарования композитора. Он сам отмечает это: «Напев клича бирючей (в «Снегурочке») помнится мною с детства, тогда по Тихвину разъезжал верховой, снаряжённый от монастыря, и зычным голосом скликал: тётушки, матушки, красные девицы, пожалуйте сенца пограбить». Поэтическая скромность и нежность северной природы с её весенним ликованием и осенней зрелой грустью, неисчерпаемость народных легенд, грёз, обычаев седой старины - всё это отчётливо зазвучало в произведениях композитора. Можно с полной определённостью сказать, что Тихвин дал ту основу, на которой развилось музыкальное творчествр Римского-Корсакова.

Салон свадебных платьев Алексеева

Эл. почта:  gorod@tihvin.pro