Кто такой архимандрит Боголеп



Население Тихвинского посада в первой четверти XVIII века значительно сократилось. Вконец разорённые денежными и натуральными налогами монастырю, обременённые «государевыми» заданиями и повинностями, тихвинцы покидали посад. На первое десятилетие XVIII века приходится наибольшее количество «беглых», или «сошлых», посадских людей.

Феодальный гнёт в Тихвинской вотчине усугублялся политикой архимандрита Боголепа Саблина, управлявшего монастырём в 1697-1708 годах. Сохранилась челобитная 1700 года, подписанная 56 тихвинскими дворянами, в которой перечисляются многочисленные злодеяния Боголепа. Челобитчики пишут: «Архимандрит Боголеп… бьёт всех без пощады, а жалобщикам грозит и за 100 верст от Тихвина сумеет догнать, а в монастыре переломит руки и ноги и посадит в такое место, где по смерть света не увидеть».

В 1700-1704 годах тихвинское посадское население перешло к открытым выступлениям против монастыря. Известно, что в 1702 году всё зависимое население Тихвинской волости отказалось от выполнения натуральных и денежных повинностей монастырю, оставив его земли «не паханы и сенные покосы не кошены».

Значительная роль в этих событиях принадлежала посадскому старосте Калине Михайлову, сыну Калачникову, который сумел организовать и сплотить вокруг себя все группы посадских людей, поднять их на борьбу против монастыря. Имя его неоднократно упоминается в многочисленных монастырских жалобах царю, где Калина Калачников называется организатором тихвинских «непослушников».

В 1703 году к восставшему населению Тихвинской вотчины примкнули крестьяне Введенского девичьего монастыря – жители слободы, именуемой часто в документах XVII века «Малым Тихвинским посадом». Вначале они завладели пашенными и сенокосными землями, принадлежавшими Успенскому монастырю, а затем, в июне 1704 года, подожгли Введенский монастырь, который от их «подожгу… сгорел весь без остатку».

Волнения приняли настолько угрожающие размеры, что монастырские власти обратились к правительству с просьбой прислать в Тихвин воинскую команду «для усмирения бунта». Но посадскому населению удалось отстоять свои права и освободиться от власти монастыря. Прежним осталось лишь положение монастырских «пахотных людей».

Салон свадебных платьев Алексеева

Эл. почта:  gorod@tihvin.pro