Строительство Большого Тихвинского и Введенского монастыря



Тихвин в то время был известен и в столице государства, в Москве.  В 1510 году по распоряжению великого князя Московского Василия Ивановича (отца Ивана Грозного) в Тихвине вместо существовавшего до тех пор деревянного храма стали возводить большой каменный Успенский собор, завершённый в 1515 году.

Для строительства, которое велось на средства местного монастыря, были присланы  мастера из Москвы и Новгорода; руководство стройкой поручили новгородцу Дмитрию Сыркову.

Великий князь Василий Иванович посетил Тихвинский монастырь в 1527 году. Двадцать лет спустя по дороге из Новгорода здесь побывал его сын великий князь Иван Грозный. Посещение обоих монархов укрепило значение Тихвина как важного центра религиозного культа.

К этому времени в жизни государства  произошли  большие события.

Строительство белокаменного Большого монастыря

В начале 1560 года Иван Грозный отдал распоряжение о проведении в Тихвине больших строительных работ. Руководить ими было поручено выдающемуся новгородскому строителю Фёдору Сыркову (сыну Дмитрия Сыркова).

Большой мужской монастырь, окружённый мощными деревоземляными укреплениями, сооружался на месте маленького монастыря, с XV века стоявшего около Успенского собора. На другом берегу Тихвинки начали  возводить женский монастырь, значительно меньший по объёму, но также снабжённый укреплениями.

  • Первый из них – Тихвинский Успенский или Большой, монастырь – с самого начала стал играть большую роль в жизни города, так как именно здесь находилась Тихвинская «чудотворная» икона.
  • Второй монастырь – Введенский – всегда был невелик по размерам и не имел особого значения в жизни города.

Одним из важных мероприятий, проведённых Фёдором Сырковым, было перенесение на новое место посада, то есть жилых и торговых построек Тихвина. Незадолго до описываемых  событий московское правительство приняло  специальный закон (включённый в Судебник 1550 года) о запрещении торговым людям жить в монастырях.

В соответствии с этим законом Иван Грозный и приказал Сыркову перенести Тихвинский посад с прежнего места – от Успенского собора, где началось строительство Большого монастыря, - на 2 версты к югу, на землю, принадлежавшую соседней деревне Киселево. В центре вновь возведённого посада Сырков соорудил деревянную церковь Преображения.

Освободив значительное пространство вокруг Успенского собора, Фёдор Сырков принялся за строительство нового монастыря. Место это было «блатно» (заболочено), и Сырков занялся его осушением.

Вокруг территории, отведённой для монастыря, были выкопаны с двух сторон рвы для отвода воды и для усиления будущих монастырских укреплений. Искусно перегородив плотиной ручей, протекавший к западу от строящегося монастыря, Сырков устроил большой пруд, снабжавшийся проточной водой. Вокруг собора строители соорудили основные монастырские постройки: здания келий, ещё одну церковь, колокольню, трапезную, пекарню, две «поварни» (кухни) и т.д.; все здания строились из дерева.

Так на берегу Тихвинки выросла мощная крепость, ставшая важным оборонительным пунктом в пограничных областях России. Полвека спустя она с честью выдержала боевые испытания.

Строительство Введенского монастыря

Вокруг Малого, или Введенского, монастыря, сооружавшегося одновременно с Большим Тихвинским монастырём, в ¾ версты от него, тоже были возведены деревянные стены и вырыт ров. Особенно большое внимание Сырков уделял возведению оборонительных сооружений. И Введенский монастырь представлял собой крепость, правда, значительно меньшую по размерам и прочности по сравнению с Большим монастырём.

Вблизи Введенского монастыря, на земле соседней деревни Иссады, вскоре возникла небольшая слободка, населённая ремесленниками и торговыми людьми. Эту слободку в отличие от главного Тихвинского посада стали называть Малый посад.

Салон свадебных платьев Алексеева

Эл. почта:  gorod@tihvin.pro