Усиление классовой борьбы при монастыре



Пётр I и его правительство старались укрепить положение господствующих классов – дворянства и нарождавшейся торгово-промышленной буржуазии – за счёт крестьян: кроме взимавшихся ранее были введены налоги на окна, двери, печи, бани, подать «с дыму». На ведение войн требовались средства. Их также получали с крестьян, потому и сыпались указы о сборе провианта, фуража на «строение С.-Петербурга», на конские седла и т.п. К тому же существовали ещё и «работные» повинности: крестьяне участвовали в «дубовой» (постройка судов), «железной», «смоляной» и прочих работах.

Невероятные тяготы вызывали усиление классовой борьбы. Доведённые до отчаяния крестьяне Тихвинского уезда уходили в леса, вооружались, нападали на дворянские усадьбы. Сохранился документ начала XVIII века, в котором тихвинский дворянин Вас.Теглёв сообщает царю о нападении «разбойников с бердыши и с рогатины и с пищальми».

В первой четверти XVIII века крестьянские волнения происходили не только в вотчинах Тихвинского монастыря. Известно, что лишь применением военной силы удалось подавить выступление крестьян на севере уезда, в Тервиничском и Гедевичском погостах (ныне Лодейнопольский район Ленинградской области), принадлежавших новгородскому Антониеву монастырю.

В 1703 году в Тихвин был направлен солдат Преображенского полка Г. Д. Скорняков «для сберегательства тихвинских посадских людей». Следом за ним сюда прислали новгородского дворянина К. И. Пушкина, ставшего здесь воеводой. Ему было поручено собирать оброчные деньги и «пятинный» хлеб с монастырских крестьян и «подмонастырского посаду жителей и с лавок и с иных всяких доходов», ведать «судом и расправой».

Спустя три года петербургский вице-губернатор Я. Н. Римский-Корсаков (прапрадед великого композитора Н. А. Римского-Корсакова), по свидетельству одной из монастырских челобитных, «определил к тихвинцам брата своего родного Василия Корсакова комендантом, чего в оном подмонастырном посаде от начала никогда не бывало».

Тихвинский посад недолго жил независимой от монастыря жизнью. В конце 1716 года вышел петровский указ о переводе во вновь основанный город Новая Ладога 30 или 40 семей из Тихвинского посада. «Самые лучшие торговые люди» во главе с бургомистром Вас. Харламовым, чтобы избежать грозящего им перевода, подали властям Тихвинского монастыря челобитную от имени всех тихвинских жителей, как «настоящих», так и «впредь будущих», обязались «быть за монастырём по-прежнему… отправлять всякую монастырскую работу… со всяким послушанием неотложно и никакие противности отнюдь не чинить».

Таким образом, документ, написанный от лица 67 «лучших торговых людей», аннулировал все завоевания предыдущих лет. Вплоть до 1723 года монастырские власти, используя эту челобитную, заставляли посадских людей отбывать всякие монастырские работы, платить оброки не только за текущие, но и за прошедшие годы, начиная с 1700-го.

Салон свадебных платьев Алексеева

Эл. почта:  gorod@tihvin.pro